|
Паспорт
В ведении отдела
образования г. Павлодара находятся 102 общеобразовательные, дошкольные и внешкольные
организации. Согласно статистическим данным на 5 сентября 2006 года в 48
государственных, в том числе в 3 интернатных учреждениях, и 7 частных
общеобразовательных школах с дневной и вечерней формах обучается 36357
учащихся, в 36 дошкольных организациях воспитываются 8729 детей, в 9-ти
внешкольных учреждениях -3870. Две частные школы «Интекс»
и «Развитие» прекратили свою деятельность. Из 46 государственных
общеобразовательных организаций – 38 средних, 4 основных, 4 начальных школы
с общим охватом 34969 учащихся с учетом предшколы
(2004-2005 уч.год – 40136, 2005-2006 уч.год – 37245).
По национальному
составу из 34737 учащихся общеобразовательных школ 45,9% детей казахской
национальности, 40,8% - русской, 13,3% - других национальностей.
В течение прошлого
учебного года и летнего периода из школ города выбыло 9132 школьника, в том
числе, за пределы города в другие районы и регионы – 1938, прибыло 6841
учащийся, в том числе из других регионов – 1764. По сравнению с прошлым
годом контингент учащихся уменьшился, в основном, из-за демографических и
миграционных процессов, но их темпы снижаются (в 2006 г. уменьшение
контингента учащихся составляет 6,1%, в 2005 г. – 7,2% по сравнению с
предыдущим годом). Об этом также свидетельствуют данные о наборе в первый
класс, который составил 8,1% от общего контингента учащихся (2004-2005 г.,
2005-2006 г. – по 7,3%). Анализ 3 последних лет показывает большое
увеличение набора учащихся в 1-ый класс с казахским языком обучения (2005 –
2,4%, 2006 – 31,4%).
Относительно стабильный
набор учащихся в 9 классы (2004 – 12,5%, 2005 – 11,6%, 2006 – 12,4%) и
контингента выпускных 11 классов (2004 – 6,8%, 2005 – 5,7%, 2006 – 6,1%).
Язык обучения
|
Принято в 1-ый класс
|
Продолжают обучение в 9-м классе
|
Продолжают обучение в 11-м классе
|
2004
|
2005
|
2006
|
2004
|
2005
|
2006
|
2004
|
2005
|
2006
|
С рус.яз
обучения
|
2322
|
2164
|
2035
|
4348
|
3793
|
3686
|
2131
|
1763
|
1774
|
С каз.яз
обучения
|
613
|
628
|
825
|
679
|
609
|
644
|
581
|
373
|
346
|
Всего
|
2935
|
2752
|
2860
|
5027
|
4402
|
4330
|
2712
|
2136
|
2120
|
В
общеобразовательных школах города открыто 1479 классов со средней
наполняемостью в городе 23,7, в сельской местности 16,5 учащихся.
Увеличилось
количество классов с казахским языком обучения (2005 г. – 307, 2006 г. –
337). В 3 школах с казахским языком обучения и 20 смешанных обучается 6643
учащихся (2005-2006 уч.год – 6385).
Согласно Закону
Республики Казахстан «Об образовании» осуществляется обязательная
бесплатная предшкольная подготовка 5(6)-летних
детей во всех дошкольных организациях и при 11 школах города и сельской
зоны (2004 – 8, 2005 – 10). Во всех школах города открыты группы
продленного дня для учащихся 1 – 9-х классов.
В
общеобразовательных школах № 1 и № 6 продолжают функционировать 10-е, 11-е
классы вечерней и заочной форм обучения.
К сожалению, не
уменьшается потребность в коррекционных и интернатных учреждениях.
Контингент в классах для детей с задержкой психического развития
увеличивается. В 2006 году он составляет 595 учащихся (2004 – 579, 2005 –
589). На начало учебного года в 3 школах-интернатах обучается 257 детей и
подростков.
11 школ ( № 1, 7, 12, 20, 31, 35, Стикс, КНШ № 3, УВК № 42,
школы-интернаты № 1. 2 и при технологическом колледже) работают в одну
смену, но большая часть общеобразовательных школ организуют занятия в
двухсменном режиме. Во вторую смену занимаются 42,7% школьников.
1 сентября 2006 года
официально открыто новое здание школы в поселке Муялды
на 110 мест. Продолжается строительство школы с государственным языком
обучения в Усольском микрорайоне на 1078 мест.
Пополнился книжный
фонд школьных библиотек. На сегодняшний день он составляет 1633236
экземпляров, в том числе, учебников – 981681, из которых 63,4% - учебники
нового поколения (622257 экз.). Обеспеченность учебниками нового поколения
с 1 по 10 классы составила 100% как по школам и классам с государственным
языком обучения, так и с русским языком обучения. Самые большие книжные
фонды в школах № 39, 34, 26, 9, 13, 36, 42. Число книг (в
т.ч. учебников), брошюр и журналов в этих школах
составляет от 60 тысяч до 111 тысяч экземпляров.
В новом учебном году
в городе продолжают функционировать 3 школы нового типа (школа-гимназия №
9, школы-лицеи № 16, 20), 7 инновационных ( № 7,
17, 36, 11, 39, 41, Стикс) и 5 школ, работающие в режиме эксперимента ( №
21, 24, 34, 35, 42). С 1 сентября этого учебного года открыты гимназические
классы с казахским языком обучения в школах № 19, 22, 24, 35; с казахским и
русским языками обучения в школе № 42 (Основание: приказ департамента
образования Павлодарской области № 1-05/252 от 04 августа 2006 года); в
школе № 39 гимназический класс с немецким языком обучения (Основание:
приказ департамента образования Павлодарской области № 1-05/265 от 18
августа 2006 года).
Ежегодно развивается
сеть классов с углубленным изучением отдельных предметов: в новом учебном
году в них увеличилось число обучающихся на 722 учащихся (22,7%).
Учебный год
|
Количество школ
|
Количество классов (групп)
|
Количество учащихся
|
2004-2005
|
24
|
128
|
2680
|
2005-2006
|
27
|
172
|
3177
|
2006-2007
|
28
|
221
|
3899
|
Сохраняют и постоянно расширяют спектр
образовательных услуг педагогические коллективы школ № 9, 17, 29, 36, 39,
42. В этих школах от 200 до 400 учащихся занимаются по программам
углубления. Увеличение школ с классами углубленного изучения отдельных предметов
– свидетельство тому, что общеобразовательные школы стремятся войти в число
конкурентоспособных организаций образования, быть более привлекательными
для школьников и их родителей. Кроме того, ориентированное обучение в
среднем звене является основой для профилизации обучения в старших классах.
51% школьников из числа учащихся этих классов отдают предпочтение
углубленному изучению языковых дисциплин, 34,6% - дисциплинам
естественно-математического цикла, 15,4% - другим. Наибольшей
популярностью, по-прежнему, пользуется английский язык.
Иностранные языки в
общеобразовательных школах изучают 25386 учащихся, из них 83,5% учат
английский язык, 16,1% - немецкий язык и 0,6% - французский. В ряде школ открыты группы изучения второго
иностранного языка. Положительным примером могут быть такие школы, как
школа Стикс, № 39, где введено изучение второго иностранного языка
(французского и немецкого), что ежегодно оправдывает себя на олимпиадах
различного уровня и программе «Болашак». Школа №
36 расширяет возможности получения гуманитарной практики, неоднократно
участвуя в конкурсах проектов, тем самым, выигрывая поездки по программе
международного обмена школьников.
Увеличивается
количество групп раннего изучения иностранного языка.
В школах города открыто уже 153 группы с охватом 2336 детей.
Происходят изменения
в кадровом составе системы образования. В 2006-2007
учебном году в школах города работают 2702 педагога (2004-2005 уч.год – 2991, 2005-2006 уч.год – 2695), из них 90,6% - женщины. За последние
три года наблюдается положительная динамика образовательного уровня учителей:
86,6% учителей имеют высшее образование (2004-2005 уч.год – 68,4%, 2005-2006 уч.год
– 83,6%). Педагоги получают второе высшее образование, активно занимаются
научными исследованиями, обучаются в магистратуре, аспирантуре. Заметно сократилось число неспециалистов среди
педагогов, этот показатель по школам – около 6%. Мощным стимулом к
повышению квалификации является аттестация педагогических кадров. Процедура
аттестации в учреждениях образования проходит в соответствии с нормативными
требованиями. Качественный состав педагогического
корпуса, в целом, соответствует лицензионным требованиям.
Улучшилось качество ведения делопроизводства за счет интенсивной курсовой
подготовки. Введены ставки переводчиков в
дошкольных учреждениях.
На начало учебного
года все школы города работают по рабочим учебным планам, своевременно
согласованным с департаментом и отделом образования.
Учебный процесс
организуется на начальной ступени по учебным программам, утвержденным
приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11
марта 2003 года. Преподавание предметов ведется по дополненным и
переработанным изданиям учебно-методических комплексов нового поколения. Перечень
учебных изданий, разрешенных к использованию, при организации начального
обучения определен приказами № 6 МОН от 6 января 2006 года, № 129 от 16
марта 2006 года и № 210 от 25 апреля 2006 года.
Задачи, стояще перед
школьным образованием в 5-10 классах реализуются через учебные программы и
учебные планы, разработанные на основе государственного общеобразовательного
стандарта среднего общего образования – 2002, это:
-
базисные учебные планы для основной и старшей ступеней общеобразовательного
учебного заведения, утвержденные приказом Министерства образования и науки
Республики Казахстан № 693 от 24 сентября 2002 года;
- программы по
учебным предметам для 5-7 классов (приказ Министерства образования и науки
Республики Казахстан № 148 от 11 марта 2003 года);
- программы по
учебным предметам для 8-9 классов (приказ Министерства образования и науки
Республики Казахстан № 405 от 12 мая 2004 года);
- программы по
учебным предметам для 10-11 классов по двум направлениям
естественно-математическому и общественно-гуманитарному (приказ
Министерства образования и науки Республики Казахстан № 672 от 18 октября
2005 года).
Обучение в 11
классах общеобразовательной школы осуществляется по программам, подготовленным
в соответствии с приказом Министерства образования, культуры и
здравоохранения «Об учебных планах общеобразовательных заведений» № 156 от
14 апреля 1994 года. Школы и классы с вечерней формой обучения организуют
учебный процесс по действующим временным учебным планам.
Принципиально новым этапом для многих школ города была организация
профильного обучения в 10 классах.
С начала учебного
года проводится работа по подготовке в государственной итоговой аттестации. С целью формирования у первоклассников положительной
мотивации к учебной деятельности в школах используются в первом полугодии
безоценочные методы и приемы стимулирования учащихся.
Для облегчения процесса их адаптации к требованиям школы в первых классах
применяется «ступенчатый режим» учебных занятий (Инструктивно-методическое
письмо МОН РК от 16 августа 2006 г. № 1084/02-2-1 «Об особенностях
преподавания основ наук в средних общеобразовательных заведениях Республики
Казахстан в 2006-2007 учебном году»). Расписание занятий предусматривает
перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихся и воспитанников (Постановление
Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2005 года № 224).
На начало учебного
года в школах города 40 учащихся, оставленных на повторный курс. Не уменьшается количество детей-инвалидов и детей,
обучающихся на дому. Ежегодно вопросы организации
и содержания обучения данных категорий находятся на контроле отдела
образования.
Общим питанием
охвачено 91% школьников. На 10 сентября 2006 года
в 37 школах города было организовано горячее питание школьников. Оперативно решен вопрос охвата школьников горячим
питанием в школах: Стикс (100%), № 32 (89,5%), № 31 ( 85,2%),
№ 20 (84%), № 11 (77%), № 7 (73%). Слабая организация горячего питания на
отчетный период отмечена в школах № 15 (11,7%), № 23, № 40 (18%), № 6
(20%), № 43 (22%), № 17 (23%).
Для обеспечения
сохранности здоровья школьников в школах города создано 170 спортивных
кружков, 53 кружка по здоровому образу жизни, которые посещают около 4-х
тысяч школьников, более 2-х тысяч учащихся посещают спецмедргуппы.
На базе 13 школ города в этом году созданы логопедические пункты для
организации занятий с детьми по устранению недостатков в устной и
письменной речи. Завершается процесс лицензирования медицинских кабинетов.
Создание условий для
обеспечения занятости школьников способствует снижению количества
правонарушений и детской преступности. За истекший
период 2006 года в городе зарегистрировано 180 преступлений (в 2005 году –
190), привлечено к уголовной ответственности 203 несовершеннолетних (в 2005
году – 245), из них 70 – учащиеся школ города. Существенно снижает
эффективность воспитательной работы практически по всех школах
двухсменность занятий.
|
|